Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В наше время мы можем наблюдать большое количество исследований эффективности использования всевоз-можных методик, используемых для обучения игре в баскетбол детей на начальном этапе преподавания. Однако, метод с применением подвижных для обучения баскетболу описан недостаточно широко, поэтому мы счита-ем актуальным раскрыть эту тему в данной работе.
В настоящее время одной из главных задач подъема физкультурно-спортивного движения на более высокий уровень в нашей стране значится как можно большее привлечение школьников в активные занятия физиче-ской культурой и спортом. Большой популярностью пользуются занятия игровыми видами спорта. Баскетбол является одним из таких видов.
Баскетбол игра, в которой используются как естественные движений (бег, ходьба, прыжки), так и специфические двигательные действия без мя-ча (остановки, развороты, перемещения приставными шагами, обманные движения). А при владении мячом используются такие движения, как лов-ля, передачи, ведение и броски. Противоборство, целью которого является попадание мяча в корзину соперника и защита своего кольца, требует проявления всех жизненно необходимых для человека физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, координации и гибкости. В ра-боте используются практически все функциональные системы организма, подключаются основные механизмы энергообеспечения. Получение высо-кого спортивного результата требует от игроков смелости, уверенности в себе, целеустремленности, настойчивости, решительности и чувства кол-лективизма.
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного вос-питания в различные возрастные периоды.
Повысить уровень физического и нравственного воспитания в об-щеобразовательной школе можно при помощи подвижных игр. В боль-шинстве случаев их применение позволит привлечь школьников к заняти-ям спортом, а также повысит качество обучения и тем самым сократит время на начальное обучение игре в баскетбол, что является важным в условиях современной школы.
Баскетбол - это игра, поэтому, поэтому, на уроках физической культуры научить играть в баскетбол гораздо проще после использования в обучении подвижных игр, чем после применения обычных учебных упражнений. Вниманию педагогов по физическому воспитанию предлага-ются такие подвижные игры, которые можно применять при обучении иг-ре в баскетбол для совершенствования отдельных элементов игры.
Выбирая подвижные игры для обучения игре в баскетбол, нужно исходить из того, что они должны максимально соответствовать игре и развивать те качества, которые необходимы баскетболистам. При этом иг-ры должны быть такими, чтобы в них не было выбывания игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабо подготов-ленные школьники, которым как раз, наоборот, надо больше тренировать-ся и принимать участие в играх.
Известные представители физической культуры, русские учёные В.В. Гориневский, П.Ф.Лесгафт, Г.А.Виноградов, Е.А.Покровский, ,К.Д.Ушинский, учитывая одну из важных ролей подвижных игр в физиче-ском развитии ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделя-ли особое внимание сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их зна-чение для физического развития школьников и пропагандировали практи-ческое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.
Методика работы построена на комплексе научных положений тео-рии и методики физического воспитания (П.К. Петров, Л.П.Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, , Ю.Ф. Курамшин и др.), на положениях теории и методики баскетбола (Д.И. Нестеровский, Е.Н. Литвинов, Ю.М.Портнов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов , Ю.Д.Железняк,).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить обучение элементам игры в баскетбол школьников 8 класса средствами подвижных игр.
Объект исследования: процесс обучения школьников 8 класса эле-ментам игры в баскетбол.
Предметом исследования: обучение элементам игры в баскетбол школьников 8 класса средствами подвижных игр.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование по-движных игр на уроках физической культуры с детьми 8 класса способ-ствует обучению техническим элементам игры в баскетбол.
Глава 1. Теоретическое обоснование применения подвижных игр как средства обучения элементам игры в баскетбол школьников
1.1 Методика проведения подвижных игр восьмых классах
Ребенок, начав обучение в школе, вынужден каждый день прово-дить сидя за партой около четырех часов в школе и до двух часов дома за столом. Однако свободное от учебы время дети в этом возрасте проводят со своими сверстниками играя в игры. Они используют все виды есте-ственных движений, хотя владеют ими еще недостаточно совершенно. По-этому игры, в которых применяются беговые упражнения, прыжки, мета-ние мяча в цель, им интересны [1].
Все эти движения лучше всего развивать в играх. При использова-нии подвижных игр на уроках физической культуры среди школьников средних классов нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, быструю утомляемость и подверженность их детско-го организма различным влияниям окружающей среды. Скелет ребенка еще продолжает свое формирование. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура туловища относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообраз-ными движениями, без длительных мышечных напряжений [2].
Сердечно-сосудистая система ребенка 7-9 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эла-стичные, что создает благоприятные условия для работы сердечной мыш-цы. Но функции нервной системы, регулирующей работу сердца, еще не-достаточно развиты (легкая возбудимость сердца) [1].
Дети демонстрируют очень большую двигательную активность в подвижных играх, особенно тогда, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, чередуются с кратковремен-ными перерывами или активным отдыхом. Однако при выполнении одно-образных действий они довольно быстро устают. Учитывая все вышепере-численное, физическую нагрузку во время использования подвижных игр необходимо строго регулировать и ограничивать во времени. Игра не должна быть слишком продолжительной [3].
У детей среднего школьного возраста функция внимания еще раз-вита недостаточно хорошо, они часто бывают невнимательными, рассеян-ными, переключаются с одного предмета на другой. Поэтому им жела-тельно предлагать подвижные игры короткие по времени, в которых ин-тенсивная двигательная активность перемежается с кратковременным от-дыхом. Используются игры, которые состоят из различных простых дви-жений, при этом в работу включаются практически все группы мышц. Простота и немногочисленность правил игры обусловлено недостаточной стабильностью внимания и недостаточно развитыми качествами детей среднего возраста, такими как воля к победе, чувство коллективизма [1].
Дети, учащиеся в 8 классе очень подвижны, активны, любознатель-ны, они стремятся незамедлительно, и сразу включаться в проводимые иг-ры. Во время игры они стремятся как можно быстрее добиться заданной цели; им не хватает терпеливости, выдержки и упорства. Их настроение часто меняется в зависимости от результата игры. Они очень переживают при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах [12].
Дети среднего школьного возраста ярче воспринимают и быстрее усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают и делают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети проявляют большую сознательность в иг-ровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопо-ставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают критически оценивать поступки и действия товарищей по игре. При появлении у детей умения абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать свои дей-ствия появляется способность школьникам успешно усваивать усложнен-ные правила игр, выполнять действия, которые объясняет и показывает педагог [3].
Объяснять правила игры преподаватель должен кратко, потому что школьники хотят как можно быстрее применить все изложенное на прак-тике. Часто, не дослушав правил, дети выказывают желание выполнить ту или другую роль в игре. Хорошо будет, если педагог расскажет об игре в форме сказки, что усваивается школьниками с большим интересом и помо-гает найти творческий подход к выполнению ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки [7].
Школьники средних классов очень активны, но не всегда могут рас-считать свои силы и возможности. Как правило, все они хотят быть водя-щими, поэтому назначать их в соответствии со способностями должен сам преподаватель. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, вы-полнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т. п.
Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способ-ности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Чтобы как мож-но больше детей побывало роли водящего нужно чаще менять его [7].
Для школьников средних классов сигналы в играх лучше подавать не свистком, а словесными командами, что помогает в развитии второй сигнальной системы, еще очень несформированной в этом возрасте. Также приветствуется использование речитатива. Повторяемые хором рифмо-ванные слова способствуют развитию у детей речи и вместе с тем помога-ют им приготовиться к исполнению действия на последнем слове речитати-ва [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Автаева, М:А. Как научить вести мяч без зрительного» контроля / М.А. Автаева , Физическая культура в школе. 2010. — № 5: — С. 10-11.
2. Агашин, М.Ф. Концепция здоровья и гармоничного развития детей / М.Ф. Агашин // Детский тренер, 2009. - Л» 2. - С. 4-11.
3. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в рос-сийской школе / В.К. Бальсевич. М., 2012. — 112 с.
4. Баранчукова, Г.А. Воспитательные возможности подвижных игр./ Физкультура в школе, 1980, №3 С. 28-30.
5. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для дет-ско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. — М.: Советский спорт, 2010. — 109 с.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ре-бенка): Учеб.пособие для студ. высш. учеб; завед. / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2013. - С. 382-386.
7. Былеева, Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: Просвещение, 1995.
8. Вижиченко, В.Л. Физическая культура в педагогике школы / В.Л. Вижиченко, A.A. Чунаев // Теория и практика физической культуры. - 2009. № 4. - С. 7-9.
9. Виленская, Т.Е. Актуальные детерминанты совершенствования про-цесса физического воспитания учащихся средних классов общеобразова-тельных школ / Т.Е. Виленская. // Физическая культура: воспитание, обра-зование, тренировка. 2009: - № 3. - С. 2-6;
10. Виленская, Т.Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания школьников / Т.Е. Виленская, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки уни-верситета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. - № 12 (46). - С. 11-15.
11. Виленская, Т.Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей среднего школьного возраста: автореф. дис. д-ра.пед. наук /Т.Е. Виленская. — Краснодар, 2007 — 38 с.
12. Воронков, B.B. Школьная секция баскетбола / В.В. Воронков, Б.И. Туркунов // Физическая культура в школе. 2007. - № 1. - С. 73-77.
13. Воронков, В.В. Школьная секция баскетбола / В.В. Воронков, Б.И. Туркунов // Физическая культура в школе. — 2007. — №-2. — С. 47-51.